Как появилась электронная почта? История развития связи. Почта

Из истории почты

Подготовила

Старший воспитатель ГБОУ СОШ №1317

Свириденко О.И.


Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии .

В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана- тамтама.


Пеший гонец

Голубиная почта



  • Перевозящие почту гонцы пользовались рожком для подачи сигналов.

Почтовые кареты перевозили и грузы, и пассажиров.

Русская почтовая карета. Вторая половина XIX века.


Бутылочная почта

Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке. С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где он был выловлен, таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость.


Письмо Привычный для нас почтовый конверт изобрел в 1820 году торговец бумагой из Великобритании Брюер .


Генриху фон Стефану


Первая в мире почтовая марка

  • «Чёрный пе́нни»-

  • В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 1 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Россия Ямщик – это возница, кучер на почтовых лошадях. Название профессии «ямщик» происходит от слова «ям». Так в России XIII – XVIII веков назывались почтовые станции.

Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). В основном колокольчики помещались на почтовых тройках в качестве сигнального средства . Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.


  • Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село.
  • В 1851 году впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских.

  • В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.
  • Далее развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты зарубеж.

почтовый индекс - условное цифровое обозначение почтового адреса


Бандеро́ль

Посы́лка



Профессия – почтальон…





  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (К-----т)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (А---с)
  • Цифровое условное обозначение населённого пункта. (И----с)
  • Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы. (П-------н)

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы - нарочные . Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин . Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу . Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно . Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла .

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684) :

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.

Российская империя

В XVIII веке

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам - уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции .

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&0 10 677 вёрст.

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов . Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте .

В XIX веке

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте .

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России» .

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях ». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам .

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек .

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции .

Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, не зависимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты . С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга , а с 27 февраля 1846 года - Москвы . С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно .

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук .

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.

С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками .

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами .

Земская почта

1 января 1864 года в России были образованы земства - органы местного самоуправления . В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки . Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.

Русская почта за границей

В конце XIX - начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи , в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадёжной, российское правительство стало создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи , изготавливались штемпели . Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России .

Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти , в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель) .

В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война . Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.

16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти . Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель) .

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.

  • Ранняя история русской почты на марках СССР

Российская Федерация

В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики . После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации . Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга . Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи - День российской почты . Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации .

17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России) . 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России .

В 1996 году Минисвязи России впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Карнович Е. П. // Исторический вестник . - 1884. - Т. XV. - С. 615-625.
  2. Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. - М. : Просвещение , 1969. - 240 с. - 100 000 экз. (Проверено 15 июля 2016)
  3. Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. - СПб. , 1907. - Т. 21. - Кн. 1. - Стб. 1065.
  4. Вести-Куранты. 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг.: Русские тексты. Ч. 1. / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой; Завершение работы над изд. и подгот к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шами; Под ред. А. М. Молдована и И. Майер. - М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  5. , с. 10.
  6. , т. 2, с. 4-11.
  7. , т. 2, с. 36, 37.
  8. , т. 2, с. 39, 40.
  9. Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. - М. : РОССПЭН, 2009. - Т. 2. - С. 359-364.
  10. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  11. Пекарский П. Маркиз Де-Ла-Шетарди въ России 1740-1742 годовъ. - СПб. : Типография Иософата Огризко, 1862. - С. 86.
  12. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  13. Положение об учреждении вольных почт в России.
  14. Шерих Д. Ю. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда. К 290-летию Санкт-Петербурга. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - Тираж &&&&&&&&&&030000.&&&&&0 30 000 экз. - ISBN 5-85490-036-X .
  15. Каталог-справочник отечественных знаков почтовой оплаты: сб. в 3 т. - М. , 1990. - Т. 1. - С. 5-188. - (Прил. к журн. «Филателия СССР» и «Филателия»); 1992. - С. 322-327. - Т. 3. - (Прил. к журн. «Филателия»).
  16. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства
  17. Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом
  18. Почта России в XIX-XX вв.
  19. «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации» ()
  20. Приказ Минсвязи РФ от 24.11.1992 г. № 433
  21. Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. № 944 «О Дне российской почты» (Архивировано 03.10.18)
  22. «Об эмблеме и флаге организаций Федеральной почтовой связи Российской Федерации»
  23. «О федеральной службе почтовой связи Российской Федерации» ()
  24. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  25. Ситуация на почте // Коммерсантъ . - 1998. - № 87 (1490). - 19 мая.

Литература

  • Болтиков В. Для служебного пользования: полевая почта: сведения без грифа «Секретно» // Братишка: журнал. - М. : ООО «Витязь-Братишка», 2010. - № 11 . - ISSN . Архивировано 3 марта 2011 года. (Проверено 5 марта 2016)
  • Вигилёв А. Н. История отечественной почты: В 2 ч. - М. : Связь, 1977, 1979. - 160 + 160 с. (Проверено 20 апреля 2011)
  • Виташевская М. Н. Старинная русская почта. - М. : Связьиздат, 1962. - 80 с.
  • Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703-1914 (недоступная ссылка) / Сост. М. А. Добин и Л. Г. Ратнер. - СПб. : Стандарт-Коллекция , 2004. - 352 с. - ISBN 978-5-902275-07-7 . (На русском и англ. языке.) (Проверено 20 апреля 2011)
  • Козловский И. П. . - 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Папинако И. Г. Почтовая связь // Большая советская энциклопедия . (Проверено 19 июня 2011)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Воронов С.С.

Введение

Ежедневно с помощью почтовой связи людям доставляются десятки тысяч писем, посылок, бандеролей. Почта помогает общаться людям на разных концах мира. В современном мире, в эру Интернета и качественной телефонной связи почта теряет свою актуальность, но все еще остается главным способом общения людей, а также служит главную роль в пересылке посылок.

Современное представление о почте немного отличается от того представления, которое было у людей в прошлом. Русское слова «почта» произошло от иностранных слов, значение которых на русский язык условно можно перевести как – остановка, станция (где меняли почтовых лошадей).

Почта – это вид связи и учреждение (во многих странах государственное) осуществляющее передачу информации в виде почтовых отправлений (письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок) при помощи транспортных средств (железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным транспортом).

Почта у разных народов развивалась по-разному, поэтому в разных культурах были свои особенности почтовой связи. Но все-таки некоторые параллели в истории провести можно.

Древние времена

В начале эпохи возникновения человека или в первобытные времена инструментом передачи важной информации служило голосовое общение. Основным недостатком такого общения являлось отсутствие возможности передачи информации на дальние расстояния. Для передачи сигналов на дальние расстояния в доисторические времена первобытные люди начали использовать барабаны и костры.

Эпоха Великих империй

В эпоху Великих империй (или как ее привыкли называть – эпоху античности) основным способом передачи информации были гонцы и курьеры. В ряде государств (например, Римская империя) почтовая связь была государственная и хорошо налажена. В некоторых странах, при доставке почтовых отправлений на дальние расстояния гонцы отправлялись на лошадях. Почта в эпоху античности в основном активно использовалась руководителями империй или знатью для оперативной связи с отдаленными провинциями или для передачи быстрых сообщений.

Пешие гонцы на службе руководства, как правило являлись рабами и должны были преодолевать большие расстояния, за как можно меньшие промежутки времени, тем самым обеспечивать оперативность принятия решений, как в мирное, так и в военное время. Люди, занимающиеся данным ремеслом, были очень хорошо подготовлены физически.

Крупные восточные государства (Египет, Персия, Китай) из-за больших протяженностей своих территорий и подвластных владений начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. Птиц специально обучали и выращивали, после этого произошло понятие «почтовый голубь». Одна из основных задач почты в крупных империях была доставка сообщений связанных с военными целями и даже существовали отдельные службы.

При проведении раскопок разных городов античных культур археологами были найдены рукописи, письмена и другие доказательства того, что почта в те времена уже начала приобретать ту структуру, которую имеет в современном мире. Уже тогда были найдены станции отдыха, служившие «почтовыми отделениями». На данных станциях гонцы меняли лошадей и отдыхали.

Самый большой вклад в развитие почты внесла Римская империя. Почта была подчинена государству, а почтовые перевозки осуществлялись как по суше, так и по морю. Императорам почта была необходима для связи со всеми провинциями Римской империи и имела крупное значение.

Для обычного населения в крупных империях, как правило, не существовало способов доставки почты, т.к. почта, в том виде, в котором она была, служила на благо императоров и знати, поэтому почтовые сообщения доставлялись с помощью друзей, которые по делам путешествовали в другие города, провинции, страны.

Средневековье

Европа

Эпоха Средневековья, известна как эпоха многочисленных войн, военных походов, усилении роли церкви, но в то же время и как эпоха технологического прогресса.

В некоторых европейских странах после падения Римской империи воссоздать государственную почту пытались, но все попытки не привели к положительному результату. Знать осуществляла почтовые перевозки с помощью своих подданных (гонцов, курьеров, возниц).

Т.к. роль церкви в средневековой Европе возрастала и церкви объединялись вокруг одной главной церкви в Риме, то возникла монастырская почта. Главная задача была поддерживать связь между европейскими церквями, монашескими орденами, многочисленными братствами и главной церковью. В истории нет упоминаний об отдельной службе в церкви, занимающейся почтовыми пересылками, но факт активного общения между церквями археологами подтверждается с помощью курьеров-монахов.

С появлением университетов, занимающихся наукой, возникла необходимость общения между ними, а также между учащимися друг с другом и семьями. Возникла университетская почта, как отдельная служба, а гонцы, занимающиеся развозом почтовых сообщений, даже имели определенные привилегии.

Развитие в Европе ремесел, торговли, науки, культуры привело к развитию почтовых отношений, т.к. людям было необходимо оперативно решать возникающие вопросы, а государственной почты все еще не было. Это привело к появлению служб посыльных или курьеров, начали зарождаться почты городов, облегчавшие общение между ремесленниками, торговцами, учеными, художниками, музыкантами и т.д. Через некоторое время возникшими службами начали пользоваться и обычные люди.

Далее возникли институты городских гонцов. В это время зародилось понятие оплаты услуги доставки писем, посылок и т.д. по определенному тарифу. Услугами таких институтов пользовались как знать и государственные управляющие, так и обычные люди. Некоторые городские институты уже тогда начали славиться точностью времени доставки почтовых сообщений.

Централизованная почта, работавшая на нужды государства и занимавшаяся только государственными почтовыми пересылками, начала зарождаться в XV веке во Франции.

Азия

После падения Римской империи, в отличие от Европы, в Азиатских странах уже на работающих почтовых отношениях практически сразу возникла хорошо организованная почтовая служба. Услугами почты пользовалась знать, но ограниченный доступ получали и низшие слои населения. Почтовые курьеры имели знаки отличия (желтые ленты), для того чтобы их можно было узнавать издалека.

Южная и Северная Америка

Как утверждают археологи у индейских племен, таких как инки, ацтеки и другие тоже существовала система доставки почтовых сообщений с помощью курьеров. Курьерами являлись бегуны, которые быстро преодолевали большие расстояния. На определенном расстоянии друг от друга располагались «почтовые дома», где один из курьеров передавал сообщение другому и мог остаться отдохнуть. Таким способом осуществлялась и доставка почтовых посылок. Численность почтовых домиков и самих курьеров была очень большой. Почтовые сообщения передавались как в письменной, так и в устной форме.

XVI –XIX века

В этот промежуток время в наиболее развитых странах Европы (Франция, Англия и т.д.) возникла система централизованной королевской почты. Идея и первые шаги по признанию почты монополией и государственной обязанностью была реализована в Германии в XVII веке. И с началом роста промышленности процесс организации быстрой почтовой связи только ускорился, многие государства закрепили за собой почтовую связь. Практически все слои населения могли позволить себе пользоваться услугами почты. Для перевозок внутри стран очень часто использовались специальные почтовые кареты. Перевозка пассажиров также считалась почтовой перевозкой.

Коренной переворот в потовых перевозках произошел с появлением паровых двигателей, которые были внедрены на пароходах и поездах. Процесс доставки почты стал значительно быстрее. Вся почтовая связь стала доступна всем слоям населения и осуществлялась практически со всеми наиболее отдаленными уголками страны, на новый виток вышли и международные отношения.

В XIX веке был придуман конверт и почтовая марка, бандероли. Почта стало приобретать ту организацию работы, которую имеет в современности.

Расширение железнодорожных и пароходных перевозок привело к тому, что за 80 дней письмо могло проходить через весь земной шар. Почтовые перевозки приобретали популярность и практически в каждой деревне стали возникать почтовые отделения. Сами почтовые отделения также развивались и начали предоставлять клиентам новые услуги и операции.

В конце XIX века был изобретен телеграф, радио, телефон и некоторые функции почтовой связи начали терять свою актуальность, но, тем не менее, почта не утратила своей актуальности.

Почтовые марки также стали приобретать актуальность, как произведения искусства.

В XIX веке был образован Всемирный почтовый союз, включивший в себя множество разных стран.

Современная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории страны, включая все города и сельские населенные пункты. Полный спектр услуг, предоставляемый почтой, стал огромен.

9 октября во всем мире отмечают Международный день почты. Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты все равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают друг письма, открытки и посылки из разных уголков света. сайт рассказывает, как зарождалась и развивалась почтовая служба в России.

От ямщиков до почтмейстеров

Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. К тому же, такая работа не оплачивалась. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.

Почтовая служба в классическом ее понимании возникла в XVII веке, при этом ямское дело продолжало существовать параллельно с ней. Ямщики доставляли срочные послания в конкретное место, а почтальоны разносили много писем сразу строго в определенное время.

При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял генерал-почтмейстер. Высшими органами были почтамты, а внизу иерархической лестницы находились почтовые станции.

Ящики - на вес золота

Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Труд ямщика был тяжелой работой. Фото: Public Domain

Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.

К 1896 году в России насчитывалось больше 15 тысяч почтовых ящиков.

Нелегкий труд почтальона

Почтальона в России можно было издалека узнать на улице по его форме, похожей на солдатский мундир. Позже ношение формы было упразднено, и мундиры были заменены сюртуками, которые почтальоны должны были приобретать из своего кармана.

В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов - с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства. На работу принимали только незамужних, бездетных и вдов. При поступлении на почту каждая женщина подписывала обязательство о том, что она покинет службу в том случае, если решит обзавестись семьей. Считалось, что муж и дети послужат для сотрудниц отвлекающим фактором и помешают рабочему процессу.

Почтальона можно было узнать издалека - по его форме. Фото: Музей печати и издательского дела

Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась работа почтальона весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц. При этом литр сметаны стоил около 80 копеек, а килограмм шоколадных конфет - 3 рубля. Чуть больше получали почтальоны, перевозившие корреспонденцию на лошадях: за одну такую поездку им полагалось по 20 копеек прибавки в сутки. В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка 3 миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали!

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 5137 просмотров