Информационно-коммуникативные технологии в детском саду. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Введение………………………………………………………………..

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ………….

Проблемы и направления информатизации дошкольных образовательных учреждений...............................................................

Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием икт в ДОУ…………………………………………...

Заключение…………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оста­ваться на месте, в то время как другая делает следую­щий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинако­во применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.

Сегодня в городах не найдется ни одного детского сада, в кото­ром не было бы компьютера. Многие ДОУ оснащены ксероксами, сканера­ми, принтерами, некоторые – компьютерными классами и интерактивными досками. Зачем же все эти технические средства нужны образовательному учреждению?

Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ре­бенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка*1. Может ли техника помочь в решении этих задач?

Многие читатели самостоятельно нашли ответ на этот вопрос. Средства информатизации необходимы ДОУ прежде всего для более качественной организации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в административной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В этом сборнике освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом воз­раста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, рассмотрены пси­хологические аспекты использования ИКТ в педагогической деятельности в ДОУ, предложены рекомендации по созданию и оформлению иллюстратив­ного графического материала средствами ИТ, описан практический опыт использования ИКТ в методической работе старшего воспитателя, даны ре­комендации по использованию прикладных программных средств и интернет-ресурсов для работников ДОУ. Читатель познакомится с различными приема­

* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

ми использования компьютера на занятиях с детьми дошкольного возраста как при групповой, так и при индивидуальной работе.

Сборник рекомендуется всем педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. Он имеет электронное приложение, содержа­щее дополнительный материал к статьям, примеры презентаций для работы с детьми, выпускные работы слушателей курсов «Информационные техно­логии для работников ДОУ», организованных в Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий, и дополнительный ил­люстративный материал.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

Реализация программы «Электронная Россия»

Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. В рамках Программы развития по теме «Приобщение дошкольников к русской культуре» наш коллектив поставил задачу создать медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору и т.д.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

В своем учреждении я являюсь консультантом по ИКТ, организатором информационной образовательной среды. Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Цель моей методической работы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИОС своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Также педагоги должны знать требования ФГТ, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН), основные современные инструменты управления ИОС.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Создание единой информационной среды. Информатизация образовательного учреждения – это процесс внедрения информационных технологий (ИТ) во все направления и виды образовательной деятельности.

К основным целям информатизации относятся следующие:

· повышение качества образования;

· повышение доступности и гибкости образования;

· повышение эффективности управления;

· формирование информационной культуры.

Реализация указанных целей возможна лишь при комплексном подходе к

информатизации, когда в образовательном учреждении создана единая информационная среда (ЕИС), включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. ЕИС предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи:

· ƒ обучение навыкам работы с компьютером;

· ƒ обучение навыкам работы с конкретным ППС;

· ƒ изучение нового материала.

Развивающие задачи:

· ƒ развитие индивидуальных творческих способностей;

· ƒ развитие навыков самостоятельной работы;

· ƒ развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, других психических функций и процессов.

Воспитательные задачи: воспитание усидчивости и трудолюбия.

Санитарные нормы и правила 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео, дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» 1996. Утверждены постановлением Госсанэпиднадзора России от 14.07.96 № 14.

Более подробно: «Использование прикладных программных средств в образовательном процессе ДОУ» – с. 25.15

Следует учесть, что в детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана

Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д.

Использование интерактивной доски. Интерактивная доска выполняет все

те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:

· ƒ «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы;

· шторка, позволяющая скрыть часть экрана;

· функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;

· функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;

· ƒ коллекции изображений;

· ƒ возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;

· ƒ возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов,

Для работы с учебным материалом в интерактивном режиме необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска. В качестве учебного материала можно использовать презентации, видеофильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства. При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки.

Планируя применять информационные технологии в образовательном процессе, необходимо понимать, что эффективность использования любых средств информатизации определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения: техническим, методическим и организационным. Важно помнить, что даже сверхсовременное оборудование не обеспечит необходимого эффекта, если ИТ будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, то есть методически неграмотно. Большое значение имеет организационное обеспечение оборудования в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОЮРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В ДОУ

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это основная форма организации обучения детей в детском саду.

Оно организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.

Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:

· введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети;

· самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;

· анализ выполнения задания и его оценка.

В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала. Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Именно по этому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.

При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные

особенности восприятия информации.

· ƒ фон слайдов не должен быть слишком ярким;

· ƒ изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

· ƒ изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

· ƒ на каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

· ƒдля успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

· ƒ объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

· ƒ должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

· ƒ необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

· ƒ надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);

· ƒ использование анимации должно быть оправданным;

· ƒ если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

· ƒ в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например,

мультфильм);

· ƒ смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;

· ƒ общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

· ƒ следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;

· ƒсопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

· ƒстремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;

· ƒ выделить время для проведения физкультминутки.

Занятия могут проводиться по многим направлениям воспитательно-образовательной работы: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

Способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

Способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

Способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

Дошкольные работники нашего района на практике убедились в положительном значении внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ.

Перспективу дальнейшего использования видим в применении Интернета и интерактивного программного комплекса.

Интерактивная доска позволяет сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повышать интерес детей к обучению, помогает педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.

Использование сети Интернет предоставляет доступ к качественным образовательным ресурсам, независимо от местонахождения дошкольного образовательного учреждения.

Сеть Интернет позволит повышать квалификацию педагогов через прохождение дистанционных курсов, вооружить их современным содержанием, овладеть в повседневной практике современными педагогическими технологиями.

Воспитанникам детских садов также предоставляется возможность участия в дистанционных конкурсах, тренингах не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях с помощью родителей. Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, могут повысить компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

  • уверенность в себе , в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать
  • не ругает ребенка

В своей работе я часто использую информационно - коммуникационные технологии. Например, просмотр мультимедийных презентаций при проведении НОД, бесед с детьми. Это позволяет более эффективно провести работу благодаря подкреплению всего сказанного визуально, а так же это детям намного интереснее, чем просто сидеть и слушать воспитателя и смотреть на картинки, которые распечатаны и не всегда хорошего качества и не достаточно яркие для привлечения внимания детей. Так же в презентацию можно включить интересные игры, которые направлены на развитие внимания, мышления, памяти детей и других процессов. Современные дети очень много времени проводят за компьютерами и их не очень легко заинтересовать чем-то, привлечь внимание. А использование ИКТ помогает решить эту проблему.

· с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повсе-дневной жизни (например, планеты, солнечную систему, время);

Просмотр содержимого документа
«Значение использования информационно – коммуникационных технологий в ДОУ»

Суровцева Ирина Вильгельмовна

воспитатель

МДОУ – д/с № 9 «Семицветик»

г. Серпухов, Московская область

Значение использования информационно – коммуникационных технологий в ДОУ

Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Что же такое ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

ИКТ играют достаточно важную роль не только при работе с детьми, но и в работе с родителями. В настоящее время родители редко обращают внимание на папки-передвижки, объявления, размещенные в группе. А вот проверить свою электронную почту или зайти на сайт ДОУ время всегда найдется. Сайт детского сада или других образовательных учреждений является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайтов ДОУ родители могут получить различную информацию о методах воспитания детей, сбережения их здоровья, безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т.п.

Так же, учитывая темп современной жизни, у многих родителей нет времени на посещение долгих родительских собраний, а использованием, например, мультимедийных презентаций, время проведения собрания можно сократить и в то же время донести до родителей всю нужную информацию.

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:

1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;

4. Создание системы поддержки семейного воспитания;

5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.

При взаимодействии со своими коллегами педагог так же может использовать ИКТ. Например, на педсовете ли на каком-либо другом собрании при преподнесении информации. «Сухой», монотонный рассказ не так интересен, быстро утомляет и становится достаточно сложным для восприятия. Разбавив сообщение мультимедийной презентацией, либо небольшим фильмом по теме, свое выступление можно сделать намного интереснее и запомнится гораздо большее количество информации.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка .

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять как можно чаще, информационно – коммуникационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе , в том, что он многое может;

    позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

    компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В своей работе я часто использую информационно – коммуникационные технологии. Например, просмотр мультимедийных презентаций при проведении НОД, бесед с детьми. Это позволяет более эффективно провести работу благодаря подкреплению всего сказанного визуально, а так же это детям намного интереснее, чем просто сидеть и слушать воспитателя и смотреть на картинки, которые распечатаны и не всегда хорошего качества и не достаточно яркие для привлечения внимания детей. Так же в презентацию можно включить интересные игры, которые направлены на развитие внимания, мышления, памяти детей и других процессов. Современные дети очень много времени проводят за компьютерами и их не очень легко заинтересовать чем-то, привлечь внимание. А использование ИКТ помогает решить эту проблему.

Таким образом, подводя итог под всем вышесказанным, можно сделать вывод, что учитывая требования, предъявляемые к современному обществу, педагогам приходится искать новые формы и методы работы, которые были бы просты в использовании, но были бы эффективны и приносили бы пользу. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет сделать его более эффективным и решить большое количество задач. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет ряд преимуществ:

· Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;

· ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

· с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повсе­дневной жизни (например, планеты, солнечную систему, время);

· высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей

    благодаря использованию ИКТ, проводимая работа с родителями, специалистами становится более эффективной и приносит больше результатов.

Залия Шаяхметова

Главный документ современного дошкольного образования - ФГОС. делает большой акцент на условия развития детей, т. е. на социальную ситуацию развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий , когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании ИКТ в образовательном процессе является актуальным.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств , интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации .

По направлениям использования ИКТ в ДОУ можно разделить на :

Использование ИКТ в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями.

Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Воспитателю приходится находиться в поиске приёмов и средств организации образовательной деятельности воспитанников постоянно для того, чтобы для детей было максимально информативно , продуктивно, а главное – незабываемо, поэтому современный воспитатель должен быть «ИКТ» - компетентен :

Владеть основными инструментами пользователя компьютера;

Мультимедийными информационными источниками ;

Инструментами коммуникации;

ИКТ – средствами.

К средствам ИКТ в детском саду относят :

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Кроме того в наш век цифровых технологий появились такие средства как :

Интерактивная доска. Интерактивные доски Project Touch позволяют работать с интерактивной поверхностью десяти пользователям одновременно, что способствует эффективной коллективной работе и вовлечению аудитории. Главное отличие от проекционных интерактивных досок, является отсутствие проектора, соответственно нет теней, нечеткого изображения и нет необходимости затемнять помещение.

Интерактивный стол.

Интерактивный пол. В игровых заданиях могут участвовать одновременно несколько детей. Отвечать на поставленные вопросы можно, наступая на правильные ответы или управляя любыми другими движениями в игровой зоне в зависимости от конкретного типа игры.

Интерактивная песочница.

Думаю, даже не стоит задаваться вопросом : дает ли положительный результат столь раннее приобщение ребят к сложной технике ? Ответ однозначный. Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит , достигнута «золотая середина» .

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мини-мастер класс по созданию интерактивной игры в программе "Power Point" с использованием гиперссылок. В презентацие поэтапно показано какие необходимо выполнять действия и в какой последовательности.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Актуальность. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены.

Мы живем в 21 веке- веке высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире информационных и компьютерных технологий. Эти.

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федеральных государственных требований.

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному.

Информационно-коммуникационные технологии в самообразовании педагогов дошкольных образовательных организаций Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.

Ажищева Татьяна Александровна, воспитатель,

МДОУ «Райсеменовский детский сад комбинированного вида «Родничок»

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

Реализация программы «Электронная Россия»

Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. В рамках Программы развития по теме «Приобщение дошкольников к русской культуре» наш коллектив поставил задачу создать медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору и т.д.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). Особенно нравится это направление работы родителям. Они с удовольствием смотрели созданные мной фильмы с участием детей «Заяц-трусишка», с участием родителей «Заюшкина избушка»;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы;

Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Для повышения квалификации использую дистанционное обучение. Наше учреждение работает по ОС «Школа 2100». Данная программа имеет отличный сайт, где методисты выкладывают актуальные материалы для использования в работе. Свое общение они организуют в виде вебинаров, на которых можно пообщаться с авторами программы, авторами технологий, методистами УМЦ. Участвуя в вебинаре, общаясь с коллегами в форумах и выполняя задания мы проходим дистанционное повышение квалификации и получаем сертификаты.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

В своем учреждении я являюсь консультантом по ИКТ, организатором информационной образовательной среды. Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Цель моей методической работы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИОС своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Также педагоги должны знать требования ФГТ, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН), основные современные инструменты управления ИОС.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Ирина Хантимерова
Информационно-коммуникативные технологии в детском саду

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду

Актуальность.

В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий . Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Использование ИКТ () является одним из приоритетов образования. Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, которым уделяет большое внимание ФГОС. Для реализации информационно-коммуникационных технологий я выделила следующие цели :

Повышение качества образования;

Совершенствование научно-методической литературы;

Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;

- информационная интеграция с вышестоящими органами управления, педагогами, воспитанниками и их родителями.

При этом решается ряд задач :

Реализация направлений развития детей в соответствии с ФГОС

Использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада .

Активное использование ИКТ в работе с детьми и родителями.

Я заметила, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование представлений ребенка об окружающем мире.

Это такие функции как :

познавательная функция. Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий .

Обучающая функция. Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. .Коммуникативная функция. Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии .

Воспитательная функция. Работа под руководством воспитателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам.

Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.

Культурная функция. Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий , способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура , отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.

Престижная функция. Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие самоуважения, оказывается фактором престижа.

Прогностическая функция. Изучение компьютерных технологий подготавливает детей к встрече с будущим - с новым обществом, новыми возможностями компьютерной техники , новыми открытиями в науке, новыми видами деятельности и новыми людьми.

В своей педагогической деятельности широко использую современные информационно-коммуникативные технологии :

Компьютер

Мультимедийный проектор

Видеомагнитофон

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Они помогают мне в решении поставленных задач. В своей педагогической деятельности я использую разные формы ИКТ :

Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей

Размещение информации на сайте ДОУ

Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического характера

Взаимодействие с родителями по электронной почте

Оформление "родительских уголков" и информационных стендов ;

Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте

Использование мультимедийных презентаций при проведении групповых мероприятий

Обмен опытом, знакомство с периодикой других педагогов России

Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий

Подбор музыкального материала для занятий, утренников

Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм

Организация процесса непосредственной образовательной деятельности в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звука и видеозаписей. В этом помогает мне компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а дополняет его. Мой опыт показывает, что использование информационных технологий в образовательной деятельности в детском саду выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его образования, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Опыт использования информационных технологий в педагогической практике, позволяет мне выделить ряд преимуществ :

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Обладает стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.) . Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране , начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.

Таким образом, при грамотном использовании технических средств , а так же правильной организации образовательного процесса компьютерные технологии могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Мои наблюдения подтверждают, что использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. По-моему мнению, результат применения ИКТ в дошкольном обучении очевиден.

1. Способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника.

2. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, обогащают культурно-значимый опыт дошкольников.

3. Компьютерные технологии являются новым способом овладения знаниями, которые позволяют ребенку с интересом накапливать опыт, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении нового опыта.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса :

Педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;

Повышается познавательная мотивация воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей;

Повышается интерес родителей к деятельности ДОУ, уважительное отношение к воспитателям, они чаще прислушиваются советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах.

Список использованной литературы.

1. Драхлер, А. Б. Сеть творческих учителей : методическое пособие / А. Б. Драхлер – М., 2008.

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду . Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве ». М, Сфера, 2008

5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Босова, Л. Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л . Л. Босова –

8. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.