Операторы read и readln. Процедуры ввода информации. Разница между readLn и read Операторы write writeln read readln

Процедура Readln используется не только для задержки экрана. Ее основная задача - ввод данных с клавиатуры. В этой статье мы научимся вводить числа с клавиатуры, и потом выводить их на экран. Для этого нам будет необходимо познакомиться с разделом для описания переменных Var, а также с одним из типов данных, используемых в Pascal.

Program number3; uses crt; var n:integer; begin clrscr; write (‘Введите число с клавиатуры:’); readln (n); writeln (‘Вы ввели число ’,n); readln end.

В строке №3 мы записываем служебное слово Var. Оно используется для объявления переменных. Переменные – это различные значения, числа или слова, которые могут меняться в процессе выполнения программы. Когда мы вводим с клавиатуры числа или буквы, они записываются в переменые. После слова Var через пробел указываем идентификатор переменной (т.е ее название, которое мы придумываем сами). Переменные – это не служебные слова, программист задает их сам. В данном случае мы задали одну переменную «n» и в дальнейшем мы будем использовать только эту переменную. После записи переменной через двоеточие указывается тип данных. Существует несколько типов данных Один из них - Integer (целый). Он дает понять программе, что наша переменная «n» может быть только целым числом, лежащим в диапазоне от -32768 до 32767. Использование различных типов данных зависит от конкретных потребностей программиста при написании программы. Самое главное на данном этапе понять, что если в своей программе вы собираетесь использовать какое-то число, то для него нужно указать переменную (в нашем случае «n») и тип данных (в нашем случае Integer).

В строке №7 мы записываем оператор для ввода данных с клавиатуры Readln. Этот оператор вызывает встроенную процедуру ввода данных и на этом этапе программа останавливается и начинает ждать ввода данных. Мы уже использовали этот оператор для задержки экрана. В данной программе после оператора Readln в круглых скобках указывается наша переменная «n». То число, которое мы будем вводить с клавиатуры, запишется в эту переменную. Соответственно, это число должно соответствовать параметрам переменной, т.е. должно быть целым, лежащим в диапазоне -32768 до 32767. После того как программа дойдет до 7-ой строки, она выведет на экран сообщение «Введите число с клавиатуры: » и будет ждать. На этом этапе мы должны ввести какое-то число и нажать Enter.

Строка №8. Здесь мы записываем оператор вывода на экран Writeln. Он будет выводить сообщение «Вы ввели число», а также будет выводить значение нашей переменной «n» (т.е. то значение, которое мы введем с клавиатуры). Заметьте, что в строке №8 перед переменной «n» мы ставим запятую, а сама переменная не заключается в апострофы.

Теперь наберем программу в Паскале.

Запускаем (Сtrl+F9). Набираем число, например, 5 и нажимаем Enter.

Для типизированных файлов, считывает компонент файла в переменную.

Для текстовых файлов, считывает одно или большее количество значений в одну или большее количество переменных

Замечания:

Для строковых переменных:

Read считывает все символы до (но не включая) следующего маркера конца строки или пока Eof(F) станет равным True. Read не переходит к следующей строке после чтения. Если полученная в результате строка длиннее, чем максимальная длина строковой переменной, то она усекается. После первого Read, каждые последующие вызовы Read будут видеть маркер конца строки и возвращать строку нулевой длины.

Используйте несколько обращений к ReadLn, чтобы считать несколько строковых значений.

Когда включена опция Extended Syntax, процедура Read может считывать строки с нулевым окончанием в нуль-основанные массивы символов.

Для переменных типа Integer или Real:

Read будет пропускать любые пробелы, метки табуляции или маркеры конца строки, предшествующие числовой строке. Если числовая строка не
соответствует ожидаемому формату, происходит ошибка ввода/вывода, иначе переменной присваивается полученное значение. Следующий Read начнется с пробела, знака табуляции или маркера конца строки, которые завершали числовую строку.

Пример процедуры Read

Uses WinCrt, WinDos;
Var F: Text;
Ch: Char;
Begin
{Получаем имя файла из командной строки}
Assign(F, ParamStr(1));
Reset(F);
While Not EOF(F) Do
Begin
Read (F, Ch);
Write(Ch); { Выводим содержимое файла на экран }
End;
End.

  • Readln
  • Write
  • Writeln

Программы отличаются только одной строкой. Первая программа не требует пояснений - она печатает число 36. Во второй программе нигде не сказано, чему равны a и b, а вместо этого включен оператор ReadLn. Поговорим о нем.

ReadLn читается "рид"лайн", переводится "читай строку". Он приказывает компьютеру остановиться и ждать, когда человек введет с клавиатуры определенную информацию, после чего продолжить работу. В частности, ReadLn (a,b) будет ждать ввода двух целых чисел.

Таким образом, если первая программа после запуска будет работать без остановки до самого конца и без хлопот выдаст результат, то вторая программа на операторе ReadLn остановится и будет ждать. Во время этого ожидания человек должен на клавиатуре набрать число 20 (так как первым в списке оператора ReadLn стоит a), затем нажать клавишу пробела, затем набрать 16 и нажать клавишу Enter. Паскаль воспринимает нажатие пробела, как сигнал человека о том, что закончен набор на клавиатуре одного числа и сейчас начнется набор другого. После набора на клавиатуре последнего числа необходимо нажать клавишу Enter в знак того, что ввод чисел для данного оператора ReadLn закончен и компьютер может продолжать работу. В соответствии с этим компьютер сразу же после нажатия Enter прекращает ожидание и прежде всего направляет число 20 в память, в ячейку a, число же 16 - в ячейку b. На этом он считает выполнение оператора ReadLn законченным и переходит к следующему оператору - WriteLn. В результате будет напечатано число 36.

Таким образом, обе программы делают одно и то же. Зачем же тогда применять ReadLn вместо оператора присваивания? Ведь первая программа понятней, да и работает без остановки. Одна из причин в том, что программа с ReadLn гораздо универсальнее, "свободнее": если первая программа решает задачу сложения только двух конкретных чисел, то вторая программа складывает два любых числа. Вторая причина в том, что программа с ReadLn позволяет программисту во время написания программы не задумываться над конкретными значениями исходных данных, оставляя эту головную боль на момент выполнения программы. Но самая главная причина в том, что ReadLn позволяет человеку общаться с компьютером, вести с ним диалог во время выполнения программы.

В подтверждение важности первой причины напишем программу для решения следующей задачи: В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику - две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

Придумаем имена переменным величинам:

kol_krol - количество кроликов в зоопарке

kol_slon - количество слонов в зоопарке

norma_krol - сколько морковок в день положено кролику

norma_slon - сколько морковок в день положено слону

vsego - сколько всего требуется морковок

А теперь напишем программу:

VAR kol_krol,kol_slon,norma_krol,norma_slon,vsego:Integer;

norma_slon:=100;

ReadLn (kol_krol);

vsego:= norma_krol * kol_krol + norma_slon * kol_slon;

Написав программу, программист вводит ее в компьютер, отлаживает и записывает на диск. На этом его миссия закончена. Утром служитель, пересчитав кроликов и найдя, что их 60 штук, подходит к компьютеру и запускает программу на выполнение.

Компьютер, выполнив автоматически первые два оператора (norma_krol:=2 и norma_slon:=100), останавливается на операторе ReadLn. Служитель вводит число 60, после чего компьютер посылает это число в ячейку kol_krol и переходит к выполнению следующего оператора (kol_slon:=3). В конце концов на мониторе появится ответ: 420.

Вот схематическое изображение процесса выполнения программы:

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ

ЧТО НАХОДИТСЯ В ЯЧЕЙКАХ ПАМЯТИ

ReadLn (kol_krol)

vsego:=norma_krol

На следующее утро, обнаружив, что 5 кроликов продано другому зоопарку, служитель запускает ту же самую программу, вводит число 55 и получает ответ - 410.

На этом несколько фантастичном примере я хотел показать, что применение ReadLn позволяет создавать программы, которые, оставаясь приятно неизменными, позволяют легко решать задачу в любое время для любых значений исходных данных. Можно было бы пойти по другому пути - вместо ReadLn использовать оператор присваивания, например kol_krol:=60. Но в этом случае программист каждое утро должен был бы бежать в зоопарк, чтобы исправлять в программе этот оператор присваивания.

Оператор ReadLn можно писать и без скобок, просто так: ReadLn . Выполняя оператор в такой записи, компьютер остановится и будет ждать, но не ввода какой-то информации, а просто нажатия на клавишу Enter. Таким образом, это просто оператор создания паузы в процессе выполнения программы. О том, зачем нужны паузы, поговорим чуть ниже.

Кроме оператора ReadLn для ввода данных применяется также оператор Read. Для начинающего программиста различия в их применении несущественны. Мы будем пока употреблять только ReadLn. Оператор Read без скобок паузу не создает.

Инструкция read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). В общем виде инструкция выглядит следующим образом:

read (Переменная!, Переменная2, ... ПеременнаяЩ где переменнаяы - имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.

Приведем примеры записи инструкции read:

Read(а); read(Cena,Kol);

При выполнении инструкции read происходит следующее:

1. Программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша .

2. После нажатия клавиши введенное значение присваивается переменной, имя которой указано в инструкции.

Например, в результате выполнения инструкции

Read(Tempérât);

и ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной Tempérât будет число 21.

Одна инструкция read позволяет получить значения нескольких переменных. При этом вводимые числа должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами. Например, если тип переменных а, ь и с - real, то в результате выполнения инструкции read (а, b, с); и ввода с клавиатуры строки:

4.5 23 0.17

переменные будут иметь следующие значения: а = 4,5; ь = 23, о; с = 0,17.

Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в инструкции read, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read. Например, в результате выполнения инструкций:

Read (а, В) ; read(С);

и ввода с клавиатуры строки

10 25 18

переменные получат следующие значения: а = 10, в = 25. Инструкция read (С); присвоит переменной с значение 18.

Инструкция readln отличается от инструкции read тем, что после выделения очередного числа из введенной с клавиатуры строки и присваивания его последней переменной из списка инструкции readln, оставшаяся часть строки теряется, и следующая инструкция read или readln будет требовать нового ввода.

Например, в результате выполнения инструкции:

Readln (а, В) ; read(С);

и вводе с клавиатуры строки

10 25 18

переменные получат следующие значения: а = ю, в = 25. После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.

Перед каждой инструкцией read или readln следует располагать инструкцию write, для того чтобы подсказать пользователю, какие данные ожидает от него программа. Например, фрагмент программы вычисления стоимости покупки может иметь вид:

Writeln("Введите исходные данные."); write("Цена изделия:"); readln(Сепа); write("Количество в партии:"); readln(Kol); write("Скидка:"); readln(Skidka);

Если тип данных, вводимых с клавиатуры, не соответствует или не может быть приведен к типу переменных, имена которых указаны в инструкции read (readln), то программа аварийно завершает работу (инструкции, следующие за read не выполняются), и на экран выводится сообщение об ошибке.

Тема: Ввод - вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие линейные программы.

Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.

Задача . Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.

Program Proizv2;
Uses
Crt;{Подключаем модуль Crt}
Var
number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}
rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}
: integer;
Begin
ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
Write ("Введите первое число ");
Readln (number1);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
Write ("Введите второе число ");
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number2);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
rezult:= number1 * number2;
{Находим произведение введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
Write ("Произведение чисел ", number1, " и ", number2, " равно ", rezult);
{Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
Readln;{Процедура задержки экрана}
End.

Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие. Ответьте на вопросы:

  • почему программу назвали Proizv2?
  • зачем в раздел Uses поместили модуль Crt?
  • какое назначение переменных number1, number2, rezult?
  • какой тип у этих переменных? что это значит?
  • если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в тетрадь.
  • в каких строчках у пользователя запрашиваются значения переменных?
  • в какой строчке происходит умножение чисел?
  • что делает оператор присваивания в этой программе?

Задание . Измените программу так, чтобы она запрашивала у пользователя еще одну переменную и выводила результат произведения трех чисел.

Операторы Write и WriteLn

Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.

Write (англ. писать) - оператор, который используется для вывода информации на экран. Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line - англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку.

Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)

Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.

Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.

Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.

Операторы Read и ReadLn

Вспомним, что основное назначение ЭВМ - сэкономить человеческий труд. Поэтому необходимо обеспечить возможность, однажды написав программу, многократно ее использовать, вводя каждый раз другие данные. Такая гибкость в языке обеспечивается операторами Read и ReadLn. Этими операторами вводится информация с клавиатуры.

Общий вид:
Read(переменная, переменная...)
ReadLn(переменная, переменная...)

При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.

Например, если вводятся значения 53 и Х, то при выполнении оператора Read(a,b) переменной а будет присвоено число 53, а переменной Х - буква Х. Причем, отметим, чтобы не было аварийной ситуации, нужно правильно определить тип данных в разделе Var; в нашем случае а:integer, а b:char.

Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.

Примечание . Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.

Решим задачу, в которой рассмотрим все возможные употребления этих процедур.

Задача . Найти среднее значение трех чисел.

Примечание . Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.

Наберите текст задачи и внимательно рассмотрите каждую строчку. Имя программы Srednee отражает содержание задачи. Кстати, договоримся о том, чтобы имя программы и имя файла, который содержит эту программу, совпадали. Далее идет подключение модуля Crt. В разделе Var описаны First, Second, Third как переменные целого типа, а Sum - действительного типа. Раздел операторов начинается со стандартной процедуры очистки экрана ClrScr (Clear Screen), которая находится в модуле Crt. Далее оператором Write мы выводим на экран сообщение ‘Введите первое число ‘, получив которое пользователь должен ввести число.

Теперь компьютер должен считать введенные символы и занести их в переменную First, это произойдет при выполнении следующего оператора ReadLn(First). Затем с помощью оператора Write запрашиваем значения еще двух чисел и считываем их в переменные Second и Third. Затем вычисляем их сумму и присваиваем полученное число переменной Sum. Чтобы найти среднее, нужно теперь полученное число разделить на 3 и сохранить результат в какой-либо переменной.

Совсем не обязательно описывать еще одну переменную для сохранения результата. Можно, как в нашей программе, значение переменной Sum разделить на 3 и результат опять присвоить той же переменной Sum. Теперь можно вывести результат вычислений на экран с помощью процедуры Write. И, наконец, последняя процедура ReadLn задержит наш вывод на экране до нажатия на клавишу.

Нажмите клавиши +. Введите значения переменных 5, 7 и 12, на экране увидите следующее:

Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00

Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.

Выберите с учителем задачи для решения из следующего перечня:

  1. Ввести два числа a и b. С помощью оператора присваивания обменять их значения:
    а) с использованием промежуточной переменной (x:=a; a:=b; b:=x);
    b) без использования промежуточной переменной (a:=a-b; b:=a+b; a:=b-a).
  2. Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число, действительное число, произвольный символ и строку, а затем все выводит в одной строчке.
  3. Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, а через две строки - дату своего рождения.
  4. Написать программу для печати звездочками одной из фигур:
    а) елочки (нескольких елочек);
    б) снежинки (нескольких снежинок);
    в) домика.Например,

    *
    * *
    * *
    ***********
    * *
    * *
    * *
    * *
    ***********

  5. Составить свою визитную карточку.


    * Иванов Сергей *
    * Пролетарская 74 кв. 55 *
    * Телефон 45-72-88 *
    *******************************

  6. Составьте диалог пользователя с компьютером на произвольную тему.
    Например, машина задает два вопроса “Как тебя зовут?” и “Сколько тебе лет?”; после введения имени (Антон) и числа (15) выводит на экран “Да... Через 50 лет тебе уже будет 65 лет, а звать тебя будут не Антон, а дед Антон”
  7. Запросить у пользователя два числа и вывести на экран результат суммы, разности, произведения и частного этих чисел полным ответом.
  8. Запросить у пользователя два числа и вывести на экран результат целочисленного деления и остаток от целочисленного деления в виде таблицы. Например, при вводе чисел 5 и 3 на экране должна быть такая таблица:

    **************************
    * X * Y * div * mod *
    **************************
    * 5 * 3 * 1 * 2 *
    **************************

  9. Написать программу, которая запрашивает название животного и число, а затем выводит на экран фразу типа "Белка съест 10 грибов" (при вводе слова "белка" и числа 10).
  10. Организуйте диалог продавца (компьютер) и покупателя (пользователь) при покупке какого-либо товара по следующей схеме: предложение товара по определенной цене, запрашивание количества покупаемого товара, определение и вывод на экран денежной суммы, которую должен заплатить покупатель за покупку.